Cочинение «К чему приводит душевный разлад»

В этом сочинение приведена основная часть (тезисы, аргументы)

Великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам пример того, как разум увлекает героя на ложный путь, как идея может поработить человека и привести его к преступлению. По замыслу писателя, главный герой романа Родион Раскольников должен пройти через мучительное раздвоение души и рассудка, чтобы понять нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Уже фамилия героя воспринимается как говорящая, намекает на сложное внутреннее противоречие, которое станет источником развития сюжета.

Достоевский оценивает идеи и поступки своего героя, изображая его как человека, «заражённого» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни. Из письма, полученного от матери, Раскольников узнаёт, что его сестра Дуня готова выйти замуж за явно дурного человека, циничного и хищного дельца Лужина, лишь бы дать возможность ему, Родиону, окончить университет. В трактире герой знакомится со спившимся бывшим чиновником Мармеладовым, дочь которого «пошла по жёлтому билету», спасая от голодной смерти целое семейство. На улице Родион встречает пьяную девочку-под-ростка, видимо, обесчещенную... Повсюду царствует безнаказанное зло! Всеми этими событиями писатель хочет объяснить, почему умный, образованный, добрый по натуре Раскольников решился на убийство старухи-процентщицы: спасти Дуню, решить свои проблемы и, может быть, помочь другим людям, употребив с умом деньги этой злой старушонки, бессовестно грабящей бедняков.
Беспросветная нищета, грубость, несправедливость жизни породили особое мировосприятие героя. В разработанной им теории Раскольников разделил людей на два разряда: в одном, немногочисленном, люди сильные, они могут взять власть, даже «переступив через кровь», другие это «муравейник», они обязаны подчиняться и принимать законы сильных. К какому же разряду принадлежит он, Родион Раскольников? Сможет ли он «переступить», изменить эту жизнь, почувствовать себя сильным человеком, вырваться на свободу из плена, сковывающего все душевные порывы? Вот где кроется причина преступления.

Однако после совершения убийства Раскольников не ощущает ни удовлетворения, ни желаемой свободы. Наоборот, постепенно к нему приходит разочарование и понимание ошибочности своих взглядов. Разве произошли перемены в жизни после преступления? Где же «царство рассудка и света», к которому так стремился герой? Вокруг всё тот же мир Свидригайловых и лужиных, без сожаления коверкающих судьбы окружающих. Всё тот же произвол, который, кажется, никто не в силах остановить. Более того, Раскольников с ужасом слышит от Свидригайлова, что они «одного поля ягоды», и это ещё сильнее обостряет противоречие между разумом и чувствами.

Ещё до совершения убийства Раскольникова начинают терзать муки совести, но он не прислушивается к голосу души. Страдая и мучаясь, Родион не может понять себя. Его раздражает христианская кротость Сони Мармеладовой. Он твёрдо убеждён: его теория верна! Даже на каторге герой не раскаивается в преступлении. Но вот в горячечном бреду из глубины его больного сознания всплывает страшная картина, напоминающая страницы Апокалипсиса. Микроскопические «трихины», вселяясь в людей, делают их сумасшедшими и бесноватыми. Каждый уверен, что только он носитель истины. Здесь властвует насилие: люди безжалостно уничтожают друг друга. Мир рушится, всё погибает. Общество, в котором каждый думает лишь о себе, погружается в хаос. Сон Раскольникова — это своеобразная антиутопия, призванная развенчать любую теорию, которая влечёт человека на путь самовозвеличивания и самообожествления. Не случайно, очнувшись от этого кошмара, Раскольников прозревает. Любовь к Соне, девушке полной поистине христианского терпения, спасает Раскольникова. Отрицая всякую ложь и насилие, Соня сумела переубедить Родиона. Герой нашёл в ней всё то, чего не хватало ему самому, — успокоение, умиротворение, смирение. Перед Раскольниковым открывается дорога к Богу через очистительное страдание, искупающее грех, исцеляющее душу.

Это было итоговое сочинение на тему «К чему приводит душевный разлад».