Сочинение «Отражение эпохи в художественном произведении»

Пример итогового сочинения

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в тот момент, когда в России прошла череда реформ. После отмены крепостного права многие растерялись и не знали, как жить дальше. Много осталось вопросов, на которые не было ответов. Основы общества рухнули, а новые ещё не появились. Люди видели, что жизнь не стала лучше наоборот, стала ещё труднее: беднеют помещики, нищают крестьяне, повсюду падение нравов. Так жить нельзя! А как нужно? Эта ситуация порождает массу теорий, каждая из которых может считаться весьма оригинальной, но все они далеки от жизни.

Достоевский ощущал все эти веяния и откликнулся на движение эпохи своим романом. Он попытался показать основные направления общественной жизни и предостеречь современников от увлечения красивыми теориями, которые ведут в никуда. Иначе говоря, "Преступление и наказание" — это роман-предостережение, в котором отразилась эпоха перемен.

Писатель изображает Петербург шестидесятых годов XIX века. Это серый и пыльный город, повсюду грязь и зловоние. Даже множество каналов не несут прохлады — лишь запах стоячей воды. Дома в этом городе ноевы ковчеги, переполненные людьми. Множество чёрных, облитых помоями лестниц, тёмные коридоры, маленькие душные комнаты... Люди в этом городе несчастные, нищие, пьяные. Толпа у Достоевского многолика, но общая картина безрадостна. Вот шарманщик развлекает публику, но у всех хмурые лица. Вот достают из Невы утопленницу, лицо у неё серое, страшное, бессмысленное. В толпе разговор: "Утопилась от пьянства". Вот пьяная толпа выходит из кабака: звучит разгульная песня, а радости нет.

Одной из самых ярких иллюстраций жизни городской бедноты является семья Мармеладовых. Глава семьи Семён Захарович — совестливый человек. Он взял в жёны женщину с тремя детьми, чтобы спасти их от гибели, а теперь он разорился, не знает, как жить дальше, опускается всё ниже и ниже. Безнадёжность жизни сломила его. Степень морального падения Мармеладова показывает его разговор с Раскольниковым в кабаке. Семён Захарович изливает душу первому встречному, говорит о сокровенном под хохот толпы.

Для чистой религиозной Сони в этом мире нарождающегося капитализма нет места. Она пробует шить, стирать, но разве на эти деньги можно прокормить пьяницу-отца, мачеху и трёх маленьких детей? Для неё есть только один путь — жёлтый билет.

Может быть, такая жизнь только в столице? Может, в провинции ещё сохранилась чистота отношений между людьми? Но нет счастья и там. Сестра Раскольникова Дуня служит гувернанткой в богатом доме, её домогается хозяин, унижает и оскорбляет хозяйка. В итоге они с матерью оказываются в безнадёжном положении, и девушка вынуждена согласиться на брак с эгоистичным, но богатым человеком. Вот оно, новое общество: в нём деньги решают всё. Кто богат, тот и прав.
Главный герой романа Родион Раскольников — человек думающий, остро чувствующий несправедливость жизни. Он осмысливает происходящее, опираясь на знания, которые почерпнул из книг. Теория Раскольникова — это воплощение несправедливости той эпохи, в которую он живёт. Герой видит, что богатым позволено всё. Они могут казнить и миловать, брать то, что им не принадлежит, и при этом благополучно жить, не испытывая угрызений совести. Значит, это правильно. Значит, так и должно быть. Кто сильный, тот и прав, а прочие — «твари дрожащие» . Теория Раскольникова — это страшная ошибка, она едва не губит героя. Но Достоевский окружает Родиона людьми, которые проповедуют свои идеи, и каждая чем-то напоминает теорию Раскольникова. Значит, подобные идеи очень популярны, популярны, потому что порождены самой действительностью.

Весь роман Достоевского — это призыв к современникам одуматься, не повторять ошибок героя, увидеть, к чему может привести осуществление подобных теорий. Поэтому писателю так важно было подробно изобразить пореформенную эпоху.


Это было итоговое сочинение на тему «Отражение эпохи в художественном произведении»