Как решать задания 6-9 из ОГЭ 2021 по русскому языку: Примеры заданий

Как решать задания 6-9 из ОГЭ 2021 по русскому языку?


Подробное объяснение заданий



(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего.

(3) А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4) Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.

(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чёртова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту!

(8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством**.

(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стёкла. (12)Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства.

(13)С моря шла мёртвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. (15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик...

(18) Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котёнка.
(19) Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
— (20)Ребята, а Бычок-то тонет...
(21) Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде.
(22) Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

(23) Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался.

(26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:

Реклама

— (27)А всё-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть... — (29)Чуть-чуть... — вскипев, передразнил я его. —(ЗО)Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32)А потом спросил вдруг: — (33)А завтра вы здесь будете? — (34)А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я. — (35)Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. — (36)Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасёте... (41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43) Несколько мгновений я вглядывался в его серьёзное очкастое лицо, раздумывая — не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44) Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: — (45)Ладно... приходи, там посмотрим...

(46) И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
— (47)И чего смотреть? (48)Поплывём вместе — и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывёт. (50)Не завтра, так послезавтра...

(По Л. Куклину*) * Лев Куклин — российский писатель, поэт.

Задание 6


Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Местные мальчишки презирали Бычка за суетливую манеру плавать.
2) Доплыв до Чёртова Пальца, Бычок стал тонуть и звать на помощь.
3) Мальчишек поразил отчаянный поступок Бычка.
4) Бычок решил больше не совершать опасных заплывов.
5) Мальчишек покорила целеустремлённость Бычка.


Правильное решение задания 6 из ОГЭ по русскому 2021

Обратимся к тексту.

Первое утверждение верно (предложение 5)
Второе утверждение ошибочно: Бычок никого на помощь не звал (предложения 21-22)
Третье утверждение также верно (предложения 6-9)
Четвёртое утверждение ошибочно (предложение 35)
В предложениях 46-48 находим подтверждение пятому высказыванию.
Значит, правильный ответ — 135 <или>любая другая последовательность этих цифр.

Задание 7


Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.

2) Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чёртова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту!

3) Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

4) Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался.

5) Я просто-напросто опешил от такого нахальства.


Как решать задание 7 из ОГЭ по русскому?

Эпитет — образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: тощенький мальчик, шумное отчаянное береговое братство, хилый очкарик — здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку.

Следовательно, правильный ответ — 12 <или>21.
В 3),4),5) вариантах предложений эпитетов нет.


Задание 8


Лексический анализ.
Найдите в тексте фразеологизм со значением УСПОКОИТЬСЯ, ОПОМНИТЬСЯ.
Напишите этот фразеологизм.


Правильное решение задания 8 из ОГЭ по русскому языку

Фразеологизмы — устойчивые речевые обороты с единым, целостным значением, т.е. лексическое значение имеет весь фразеологизм, а не отдельные его слова. Фразеологизмы состоят, как правило, не менее чем из двух слов.

В предложении 25 находим фразеологизм прийти в себя, который имеет значение, указанное в задании. Это и есть правильный ответ.


Задание 9.1.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».


Задание 9.2


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра...»


Задание 9.3.


Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать целеустремлённым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Ответы


Нажмите чтобы посмотреть ответы

Задание 6: 135

Задание 7:12

Задание 8: пришел в себя