Однородные члены предложения (2) | Тесты с ответами

1. Прочитайте отрывок из статьи А. Куприна «Крылатая душа» о поэте Николае Гумилёве (1886—1921), расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения:

1) Он любил пр..стор и свободу не м..тафорически не теоретически а любовью духа. 2) Его радостью были д..лёкие пути. 3)Я не знаю всей его жизни но мне хорошо извес..но что бывал он в Африке где получил милостивые и совсем ненужные ему разр..шения: охотиться на слонов и добывать золото в пр..делах абиссинских вл..дений. 4) Бывал он также на Крайнем Севере на Вайгаче и на Новой Земле в оч..рован..ых странах полугодовой ночи безмолвия и северных сияний. 5) Жил он всегда в замкнутом од..ночестве как свободолюбивая, большая птица не пр..знающая стаи вьющая свое гнездо в недоступных местах. 6) О нём лично мало знали и говорили. 7) Кому например было извес..но что всю Великую войну Гумилёв прослужил в Сумском к..в..лерийском полку? 8) Он лишь коротко установил факт и н.. обр..нил н.. одной подробности. 9) Совсем недавно я узнал что за свою выдающуюся храбрость Гумилёв был нагр..жден Георгием трёх степеней. 10) Не сомневаюсь что храбрость эта была сдержан..а холодна и молчалива. 11) Ему не чужды были старые смешные ныне предрассудки любовь к родине сознание живого долга перед ней и чу..ства личной чести. 12) И ещё старомоднее было то что он по этим трём пунктам всегда готов был запл..тить собствен..ой жизнью. 13) Он писал стихи насыщен..ые терпкой прелестью, обвеян..ые ..р..матами высоких гор жарких пустынь дальних морей и редких цветов прекрасные полнозвучные упругие. 14) Он был влюблён во все эпохи страны проф..ес..ии и пол..жения где человеческая душа ра..цветает в дерзкой героической красоте. 15) Когда чита..шь его стихи то дума..шь что они писались с бл..стящими глазами с холодом в волосах и с гордой и нежной улыбкой на устах.

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Почему А. Куприн назвал свою статью «Крылатая душа»? Как вы понимаете значение этого словосочетания? Какие ещё прилагательные вы бы употребили с существительным «душа», кого из ваших знакомых, героев истории и литературы бы вы так назвали? Напишите 8–10 предложений.

2) Выпишите грамматические основы предложения 3

3) Укажите количество сказуемых в предложении 10

4) Найдите утверждения, соответствующие содержанию текста: — Н. Гумилёв путешествовал по разным странам — Н. Гумилёв принимал участие во Второй мировой войне — Поэт любил рассказывать незнакомым людям о своих военных приключенияхи и подвигах — Для Н. Гумилёва особенно важны были понятия чести и долга 5) Напишите текст, рассказывающий о вашем любимом писателе или историческом персонаже (изучите предварительно дополнительную литературу). Какими качествами он обладал? Какие особенности в его поведении отмечали современники? Каким вы представляете его?

Ответы:


2. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых следует поставить одну запятую:

1) Я взял иголку и нитки и пуговицы и решил сам пришить их. 2) Он вставал ни свет ни заря и вместе с товарищем шёл к роднику на краю деревни. 3) Сверчки стрекозы и пчёлы проснулись в высокой колючей траве и стали перемещаться и шуметь. 4) По утрам он сидел в кресле читал и думал и в это время никто его не решался беспокоить. 5) От этого зрелища мне стало страшно и холодно. 6) И старый дом и запущенный сад и обветшавшие постройки теперь перешли в руки нового владельца. 7) Мороженое любят как взрослые так и дети но взрослые не всегда это признают. 8) Вечером на город налетел ураган и страшный ветер повалил высокие деревья. 9) Он не мог принимать участие в сражении но он хотел чем-то помочь солдатам и офицерам. 10) Мы в те далекие и беззаботные времена бродили по лугам и по полям по лесам и по горам. 11) Саша не услышал сказанного мной или попросту не захотел выполнять мою просьбу. 12) Наш поезд проезжает не только большие города но и маленькие деревеньки и быстро приближается к цели. 13) В зарослях всю ночь чирикали воробьи куковали кукушки а потом запела свою жалобную песню неизвестная мне птичка. 14) Воины были вооружены мечами топорами и пиками и шли в бой смело и решительно. 15) Лесник не только рассказывал о целебных травах но и показывал нам их.

Ответ:

3, 8, 9, 10, 12, 14, 15

1) Я взял иголку, и нитки, и пуговицы и решил сам пришить их. 2) Он вставал ни свет ни заря и вместе с товарищем шёл к роднику на краю деревни. 3) Сверчки, стрекозы и пчёлы проснулись в высокой колючей траве и стали перемещаться и шуметь. 4) По утрам он сидел в кресле, читал и думал, и в это время никто его не решался беспокоить. 5) От этого зрелища мне стало страшно и холодно. 6) И старый дом, и запущенный сад, и обветшавшие постройки теперь перешли в руки нового владельца. 7) Мороженое любят как взрослые, так и дети, но взрослые не всегда это признают. 8) Вечером на город налетел ураган, и страшный ветер повалил высокие деревья. 9) Он не мог принимать участие в сражении, но он хотел чем-то помочь солдатам и офицерам. 10) Мы в те далекие и беззаботные времена бродили по лугам и по полям, по лесам и по горам. 11) Саша не услышал сказанного мной или попросту не захотел выполнять мою просьбу. 12) Наш поезд проезжает не только большие города, но и маленькие деревеньки и быстро приближается к цели. 13) В зарослях всю ночь чирикали воробьи, куковали кукушки, а потом запела свою жалобную песню неизвестная мне птичка. 14) Воины были вооружены мечами, топорами и пиками и шли в бой смело и решительно. 15) Лесник не только рассказывал о целебных травах, но и показывал нам их.


3. Найдите ошибки в построении предложений, объясните их и запишите верный вариант:

1) Я люблю спорт, живопись и путешествовать.

2) Все ученики в нашем классе верили и уважали его.

3) Дочь помогала по хозяйству, мыла пол, стирала бельё, нянчилась и укладывала спать младшего братишку.

4) Пётр не только собирался рассказать правду, но и предоставить доказательства своей невиновности.

5) Отец восхищался и ценил его.

6) Родители с нетерпением ожидали приезда Володи и когда позвонит Наташа.

7) На выставке не только представлена современная живопись, но и скульптура прославленных мастеров.

8) Речь шла не только о науке, а ещё и об искусстве.

9) Они увидели звёзды, отражающиеся в воде и которые освещали им путь.

10) Мы увлекаемся и любим читать.

Ответ:

1) Я люблю спорт, живопись и путешествия.

2) Все ученики в нашем классе верили ему и уважали его.

3) Дочь помогала по хозяйству, мыла пол, стирала бельё, нянчилась с младшим братишкой и укладывала его спать.

4) Пётр собирался не только рассказать правду, но и предоставить доказательства своей невиновности.

5) Отец восхищался им и ценил его.

6) Родители с нетерпением ожидали приезда Володи и звонка Наташи. Родители с нетерпением ожидали, когда приедет Володя и позвонит Наташа.

7) На выставке представлена не только современная живопись, но и скульптура прославленных мастеров.

8) Речь шла не только о науке, но и об искусстве.

9) Они увидели звёзды, отражающиеся в воде и освещавшие им путь. Они увидели звёзды, которые отражались в воде и освещали им путь.

10) Мы увлекаемся чтением и любим читать.