Сложноподчинённые предложения (2) | Тест с ответами

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания:

1) В одном большом городе был б..танический сад в котором находилась огромная ..р..нж..рея из железа и стекла. 2) Сквозь стёкла в..днелись заключённые р..стения. 3) Несмотря на то что ..р..нж..рея была велика им было в ней тесно и неуютно. 4) Так как корни перепл..лись между собой ветви деревьев гнулись и л..мались садовники постоян..о обр..зали ветви подвязывали пров..л..ками листья чтобы они не могли р..сти куда хотят но это плохо помогало. 5) Была между р..стениями одна пальма которая была всех выше и красивее. 6) Она была совсем одинока. 7) На пять сажен во..вышалась она над в..рхушками всех других р..стений которые не любили её завидовали ей и считали гордой. 8) Этот рост доставлял ей только одно горе однако она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех т..сковала о нём потому что ближе всего была к стеклян..ой крыше которая небо зам..няла. (по В. Гаршину)

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Выделите грамматические основы в предложениях. Укажите типы придаточных.

2) Из предложения 6—7 выпишите словосочетания со связью примыкание.

3) Какое художественное средство использует автор в предложении 2 («заключённые растения»).

4) Какова тема этого текста, о чём он? Какие ещё тексты с подобной тематикой вы встречали? Напишите небольшой рассказ о жизни необычного, непохожего на других литературного героя. (В чём его отличие от окружающих? Как они к нему относятся?)

Ответ:

1) В одном большом городе был ботанический сад, в котором находилась огромная оранжерея из железа и стекла (опред.). 2) Сквозь стёкла виднелись заключённые растения. 3) Несмотря на то что оранжерея была велика (уступки), им было в ней тесно и неуютно. 4) Так как корни переплелись между собой (причина), ветви деревьев гнулись и ломались, садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти (цель), куда хотят (место), но это плохо помогало. 5) Была между растениями одна пальма, которая была всех выше и красивее (опред.). 6) Она была совсем одинока. 7) На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, которые не любили её, завидовали ей и считали гордой (опред.). 8) Этот рост доставлял ей только одно горе, однако она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём, потому что ближе всего была к стеклянной крыше (причина), которая небо заменяла (опред.).

2) совсем одинока

3) эпитет



2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) По надв..гавш..муся глухому шуму со стороны Талой можно было заключить что гудел настоящий ливень какие бывают на Урале только в июле когда по ночам играют так называ..мые «зарники» или з..рницы по великорос..ийскому говору. (Д. Мамин-Сибиряк)

2) Когда Гёте увидел русскую икону суздальского письма он был пор..жён тем что в средневековой России процветало столь высокое ис..кус..тво живописи но больше всего великого поэта удивило как ясно ощущалась в иконе безымян..ого русского мастера бес..мертная греческая традиция суть которой – углублён..ый интерес к человеку.

3) Я не мог поверить что великий писатель (н..) раз бывал в этих красивейших местах и что я могу находит..ся там где бывал он.

4) Мы должны были поспеть на перевоз на солнечном восходе чтоб переправит..ся через реку в тихое время потому что каждый день как только солнышко обогреет раз..гр..вался сильный ветер. (С. Аксаков)

5) Так как мы будем драт..ся насмерть то мы обязан..ы сделать все возможное чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответствен..ости. (М. Лермонтов)

6) Она отказывала себе вовсе (не) переживая об этом во всём (не) обходимом что (бы) создать для мужа хотя и деш..вый но важный для занятого умствен..ой работой человека к..мфорт что (бы) устроить его жизнь как можно лучше.

7) Я думал что Коновалов изменился от бродячей жизни что наросты тоски которые были на его сердце в первое время нашего знакомства слетели с него как шелуха от вольного воздуха которым он дышал в эти годы. (М. Горький)

8) Его наружность была из тех которые с первого взгляда пор..жают (не) пр..ятно но которые нравятся (в) последстви.. когда глаз выучится читать в (не) правильных чертах отпечаток души и..пытан..ой и высокой. (М. Лермонтов)

9) По звуку ли этого колокола по тому ли как тянул ветер или ещё по каким-то может быть и ему самому неизвестным признакам Пётр чу..ствовал что где-то в той стороне за монастырём местность внезапно обрывается быть может над берегом речки за которым д..леко раскинулась р..внина. (В. Короленко)

10) Когда ночная роса и горный ветер осв..жили мою горячую голову и мысли пришли в обыч..ный порядок то я понял что гнат..ся за погибшим счастьем бе..полезно и бе..рас..удно. (М. Лермонтов)

11) И теперь. когда он играл какую-то итальянскую пьесу с трепещ..щим сердцем и переполнен..ою душою в его игре с первых же аккордов сказалось что-то до такой степени своеобразное, что на лицах посторон..их слушателей появилось уд..вление. (В. Короленко)

12) Однажды осенью когда жнива были уже закончен..ы и над полями св..ркая золотыми нитками на солнце лениво и томно носилось «бабье лето» Попельские всей семьёй отправились к Ставрученкам. (В. Короленко)

13) Все нашли что мы говорим вздор но н..кто н..чего умнее этого не сказал. Мы часто сх..дились вместе и толковали вдвоём об отвл..чён..ых предметах очень серьёзно пока не зам..чали оба что мы вз..имно друг друга м..рочим. (М. Лермонтов)

14) Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо что тот уже не знал как её выручить. (Н. Гоголь)


Ответ:

1) По надвигавшемуся глухому шуму со стороны Талой можно было заключить, что гудел настоящий ливень, какие бывают на Урале только в июле, когда по ночам играют так называемые «зарники», или зарницы по великороссийскому говору. [ ], (что), (какие), (когда).

2) Когда Гёте увидел русскую икону суздальского письма, он был поражён тем, что в средневековой России процветало столь высокое искусство живописи, но больше всего великого поэта удивило, как ясно ощущалась в иконе безымянного русского мастера бессмертная греческая традиция, суть которой – углублённый интерес к человеку. (Когда), [ ], (что), но [ ], (как), (которой).

3) Я не мог поверить, что великий писатель не раз бывал в этих красивейших местах и что я могу находиться там, где бывал он. [ ], (что ) и (что ), (где ).

4) Мы должны были поспеть на перевоз на солнечном восходе, чтоб переправиться через реку в тихое время, потому что каждый день, как только солнышко обогреет, разыгрывался сильный ветер. [ ], (чтоб), (потому что, (как только), ).

5) Так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать всё возможное, чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответственности. (Так как), [то ], (чтоб) и (чтоб).

6) Она отказывала себе, вовсе не переживая об этом, во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но важный для занятого умственной работой человека комфорт, чтобы устроить его жизнь как можно лучше. [ ], (чтобы ), (чтобы ).

7) Я думал, что Коновалов изменился от бродячей жизни, что наросты тоски, которые были на его сердце в первое время нашего знакомства, слетели с него, как шелуха, от вольного воздуха, которым он дышал в эти годы. [ ], (что), (что, (которые), ), (которым).

8) Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. [ ], (которые ), но (которые ), (когда )

9) По звуку ли этого колокола, по тому ли, как тянул ветер, или ещё по каким-то, может быть, и ему самому неизвестным признакам Пётр чувствовал, что где-то в той стороне, за монастырём, местность внезапно обрывается, быть может, над берегом речки, за которым далеко раскинулась равнина. [ ,(как), ], (что), (за которым).

10) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (Когда) и ( ), [то ], (что).

11) И теперь, когда он играл какую-то итальянскую пьесу, с трепещущим сердцем и переполненною душою, в его игре с первых же аккордов сказалось что-то до такой степени своеобразное, что на лицах посторонних слушателей появилось удивление. [ , (когда), ], (что).

12) Однажды осенью, когда жнива были уже закончены и над полями, сверкая золотыми нитками на солнце, лениво и томно носилось «бабье лето», Попельские всей семьёй отправились к Ставрученкам. [ , (когда) и ( ), ].

13) Все нашли, что мы говорим вздор, но никто ничего умнее этого не сказал. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. [ ], (что ), но [ ]. [ ], (пока ), (что ).

14) Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. [ ], (что), (как).