Сложноподчинённые предложения (1) | Тест с ответами

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений. Укажите типы придаточных:

1) Когда я открывал окна гости..ой в комнату зал..тали сухие листья из сада. 2) Множество низеньких домиков разбросан..ых по берегу Терека который разб..гается шире и шире м..лькали из-за дерев а дальше синелись зубчатой стеною горы и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. (М. Лермонтов) 3) Это время нужно было Николаю что (бы) точно и подробно рассказать о произошедшем. 4) Чем выше человек по умстве(н, нн)ому и нравстве(н, нн)ому развитию тем он свободнее тем большее удовольствие дост..вляет ему жизнь. (А. Чехов) 5) Солдат ост..новился около того места где ещё (не) давно находился штаб. 6) Если (бы) человек (не) умел мечтать, (не) представлял бы себе яркие картины буду..щей счас..ливой жизни то (н..) что (не) застав..ло бы его действовать во имя этого буду..щего борот..ся за него даже жертвовать жизнью. 7) Раскольников молчал и (не) сопрот..влялся (не) смотря на то что чувствовал в себе достаточно сил пр..поднят..ся. (Ф. Достоевский) 8) Обломки эти крутясь плывут вместе с водой как (не) давно ещё плыли льдины. 9) Со..нце ярко бл..с..нуло ему в глаза так что больно стало глядеть. (Ф. Достоевский) 10) Но на деле все эти нескончаемые разговоры св..дилась к продолжительным и горячим спорам о том как надо правильно отремонтировать дом: сменить око(н, нн)ые наличники починить слома(н, нн)ую ступеньку или покрасить пол. 11) Где прежде финский рыболов печальный пасынок природы один у ни..ких берегов бр..сал в (не) ведомые воды свой ветхий невод ныне там по оживлё(н, нн)ым берегам гр..мады стройные т..снятся дворцов и башен… (А. Пушкин) 12) Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил (не) надо ли послать за доктором. (А. Чехов) 13) Оттого что нельзя плакать и возмущат..ся вслух Вася молчит ломает руки и дрыгает ногами. (А. Чехов) 14) Завидев ост..н..вившийся б..т..льон генерал подлетел к нам и выск..чил из коляски так скоро как только позволяла ему его тучность. (В. Гаршин) 15) Для того чтобы понять окружающих нужно не только смотреть по сторонам но и быть сострадательным и открытым человеком.


Ответ:

1) Когда я открывал окна гостиной, в комнату залетали сухие листья из сада. (времени) (Когда ), [ ]. 2) Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатой стеною горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. (определительное) [ , (который ), ], а [ ], и [ ]. 3) Это время нужно было Николаю, чтобы точно и подробно рассказать о произошедшем. (цели) [ ], (чтобы ). 4) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. (сравнительное) (Чем ), [тем ], [тем ]. 5) Солдат остановился около того места, где ещё недавно находился штаб. (определительное) [ ], (где ). 6) Если бы человек не умел мечтать, не представлял бы себе яркие картины будущей счастливой жизни, то ничто не заставило бы его действовать во имя этого будущего, бороться за него, даже жертвовать жизнью. (условия) (Если ), [ ]. 7) Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться. (уступки) [ ], (несмотря на то что ). 8) Крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины. (сравнительное) [ ], (как ). 9) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. (следствия) [ ], (так что ). 10) Но на деле мечта эта сводилась к продолжительным и горячим спорам о том, как надо пригнать заподлицо оконный наличник или поправить сломанную ступеньку. (изъяснительное) [ о том], (как ). 11) Где прежде финский рыболов, печальный пасынок природы, один у низких берегов бросал в неведомые воды свой ветхий невод, ныне там по оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен… (места) (Где ), [ ]. 12) Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором. (изъяснительное) [ ], (ли ). 13) Оттого что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки и дрыгает ногами. (причины) (Оттого что ), [ ]. 14) Завидев остановившийся батальон, генерал подлетел к нам и выскочил из коляски так скоро, как только позволяла ему его тучность. (образа действия) [ так], (как только ). 15) Для того чтобы понять окружающих, нужно не только смотреть по сторонам, но и быть сострадательным и открытым человеком. (цели) (Для того чтобы ), [ ].



2. Сопоставьте предложения. Определите вид придаточных. (Для этого задавайте вопросы от главной части к придаточной). Выделите союзные средства:

1) Мы знаем, как хорошо он умеет готовить. 2) Квартира была такая, как нам хотелось. 3) Он вёл себя так, как будто вокруг никого не было. 4) Она посмотрела на меня, как смотрят на прокажённых. 5) Мне сказали, как будто на каникулах мы поедем в Пермь. 6) Чтобы не заблудиться в лесу, я беру с собой компас. 7) Мы попросили, чтобы нам выдали карандаши и бумагу. 8) Это был дом, где прошло моё детство. 9) Где бы я ни был, везде скучал по родине. 10) Где раньше колосилась рожь, теперь всё пусто.

Ответ:

1) изъяснительное, 2) определительное, 3) образа действия, 4) сравнительное, 5) изъяснительное, 6) цели, 7) изъяснительное, 8) определительное, 9) уступки, 10) места.